Начнем с сожаления. К сожалению, в объеме небольшой статьи нет возможности раскрыть суть метода его философские, теоретические и особенно практические аспекты. Мы готовим очередную книгу на эту тему по материалам нашего опыта работы последних лет в этом методе. А в данной публикации хочется именно поделиться общим видением ситуации, идеями.
Идея «У каждого времени свои неврозы и каждому времени своя психотерапия» – сформулировал когда-то известный психотерапевт Виктор Франкл. Мы предлагаем посмотреть через эту идею на размышления и метод, подходящие, как нам видится, к сегодняшнему времени и определенной ситуации.
- Про ситуацию. Мы уже более 20 лет работаем в специфической временно-человеческой ситуации – преимущественно с деловыми людьми, в бизнесе, или в других «деловых» сообществах и в задающимся ими ритме жизни. Человеческая составляющая ситуации определяется не только особенностями наших клиентов, но и нашим собственным опытом и набором профессиональных знаний. Мы оба врачи по базовому образованию. Также есть знания, специализации и опыт в области педагогики и образования взрослых, в различных направлениях психологии (психодрама, транзактный анализ, поведенческая психология, рационально-эмоционально поведенческая терапия А.Эллиса, психология управления и т.д.) и мы сами являемся предпринимателями и в этой сфере есть и опыт, и знания, в том числе в разных направлениях менеджмента и коучинга.
В результате такой Встречи, когда особенностью наших клиентов является требовательность к конкретным результатам, временные ограничения и необходимость «перевода» происходящего на деловой язык, высокой цене ошибки выбора и нашей широкой междисциплинарности и появился авторский подход (метод работы), который получил рабочее название селфхантинг (selfhunting – охота на себя).
- Про новизну. Мы отдаем себе отчет, что не сделали глобального открытия и не перевернули взглядов на человека и мир, и даже не предложили абсолютно уникального подхода – все было сделано до нас (источники мы предложим вашему вниманию далее). Но мы смогли ответить на вызов ситуации, создав работающий инструмент для решения задач как отдельного человека, так и группы.
- Особенность. Прежде всего, особенность селфхантига в нашем исполнении – сам междисциплинарный, точнее, мультидисциплинарный подход, сочетающий различные психологические, педагогические, бизнес и даже медико-физиологические методы, позволяющий не замыкаться в рамках одного метода, одного взгляда на целостного и объемного человека и его ситуацию.
- Стержень. Ключевой мы считаем саму стержневую метафору «охоты на себя». Правомерность такого взгляда с необходимостью появляется в современной ситуации консультирования: психологического и особенно бизнес и коучингового.
Мы намеренно выводим одно понятие – «консультирование», хотя адепты разных методов будут настаивать, что это разные подходы, они имеют разные названия, (например, существуют описания отличия коучинга от консультирования). Но мы практики, да еще и врачи и знаем, что пока мы будем спорить у постели больного, как называется наш метод, может оказаться, что лечить будет некого. В каждой шутке есть доля шутки, поэтому мы считаем важным выделить несколько пунктов. Во-первых, что консультирование является наиболее общим понятием, позволяющим отразить суть того, что мы делаем для клиента. (происхождение слова (от лат. consultatio – совещание). А, во-вторых, этот разброс в определениях и методах как раз и есть отражение современной ситуации консультирования – маркетинговое разделение разных направлений, продающих клиенту только свой, ни на что не похожий продукт и отстраивание от конкурентов. И в третьих, не очень приятная и точно не полезная особенность современной ситуации не только в консультировании, но и в реальной деловой жизни – упрощение, плоская схематизация, попытка видеть готовые ответы и встраивать человека и организацию в определенные рамки и схемы.
Наверное, нет ничего плохого: в самой идее упорядочить и растиражировать то, что хорошо работает, но применительно к судьбе человека и организации появляется риск ошибки выбора, у которого высокая как материальная, так и нематериальная цена.
Поэтому именно метафора, образ охоты, которая в русском языке еще имеет глубокую смысловую составляющую, помогает выйти за пределы рамок в настоящий поиск. Охота происходит от слова «хотеть» (В буквальном смысле – “желание”. (“Охота пуще неволи” – говорит пословица). Почему же оно получило возможность означать и “лов” – промысел зверобоя? Видимо, перед нами знакомое уже явление языкового “табу”. Нашим предкам казалось опасным предупреждать добычу о задуманных против нее предприятиях. Осторожнее было слова, их обозначающие, заменять другими, “прикровенными” – из Этимологического словаря Школьника. Лев Успенский). Причем, имеется ввиду охота в первозданном, природном смысле – необходимость обеспечить выживание, пропитание, защищаться, а не в современном спортивном или промысловом. И себя настоящего надо еще выследить и поймать, а иногда и «отстрелить» ту часть, которая уже проглотила наше развитие, стала не нами.
- Основная «фишка», от которой мы не отступаем, и в этом расхождение с некоторыми направлениями коучинга – это то, что мы буквально декларируем: нет целей как таковых, отдельно от человека. Даже такая простая задача, как купить машину или увеличить прибыль на 30% не может существовать без того, чтобы человек не определился, каков он сам в рамке, антураже, в среде присвоения желаемого и куда в связи с этим он двигается дальше. То есть цель – это сам человек в будущем. В динамике развития его отношений с другими людьми, материальным миром, ситуациями, ценностями и так далее.
Иногда, эпатируя, чтобы подчеркнуть разницу, мы заявляем о своем методе, как антикоучинге, в противовес попыткам стандартизирванно описывать цели, встраивая их в рамки схем, а потом уже «привязывать к ним человека». Подобный подход неизбежно приводит к «промазыванию» мимо настоящей цели, заводит в ловушки, например такие, как садизм целей, подмена целей.
- Основные инструменты. Для того, чтобы наш клиент или группа (семья, управленческая команда, сотрудники коммерческой компании или другого типа организации) смогли «собрать себя», мы используем еще один метафорический образ и инструмент – метод «Трофеи времени». А строго говоря, это работа с ресурсами и трансспективой времени, (означающая целостное представление человека о своем прошлом, настоящем и будущем), в сочетании с ретроспективой и перспективой.
Особенность этого метода опять связана с метафорой охоты, «выслеживаем» себя в будущем, прогнозированием, созданием перспективы «Я-вектора» – вектора развития себя. Также возвращением в прошлое за «трофеями» – ресурсами и вехами, по которым можно четче выстроить «Я-вектор». И тут используется ретроспектива не только как «вглядывание» в прошлое, но и художественном смысле – ретроспектива «работ мастера» – себя, своего жизнетворчества в развитии, в раскрытии таланта. И естественно, это приносит энергию и смысл в настоящее, в повседневные дела и отношения.
- Базовая гипотеза, которую мы изначально держим во внимании – о существовании уникального предназначения человека и организации.
Мы не вкладываем в это понятие идеалистический или высоко духовный смысл, а достаточно прагматично договариваемся, что у каждого есть свой предварительно назначенный маршрут и пункт назначения в этой жизни – это и есть предназначение. Кем или чем, это уже человек решает сам, в силу своих ценностных ориентиров. И берет это как гипотезу, которую и проверяет, уточняя, подтверждая или опровергая в ходе «жизненного эксперимента». С учетом, что предназначение это процесс, условие, а не цель и результат, то он требует постоянной поддержки и коррекции.
Вокруг «стержня» охоты, работы с трансспективой и трофеев мы уже, как вокруг ствола, группируем ветви – подходы и методы из разных дисциплины и направлений.
- Анализ методов. Каждый из методов, которыми мы пользуемся, сам по себе хорош и самодостаточен, но, учитывая запрос и специфику клиента и ситуации, которые мы обсудили, может быть недостаточно эффективным. Сразу приносим извинения за некоторое упрощение видения каждого направления, сделанное именно для того, чтобы быть более наглядными, а не для дискредитации и профанации.
– И так, если мы работаем в самом принятом и распространенном методе в деловом консультировании – коучинге. Чем рискуем? Мы уже говорили, что самое опасное – подмена целей, упрощение. И, не смотря на очень глубокую проработку проверки целей на реальность, разработанных в коучинге, такой риск остается актуальным, ведь ставить такой «неудобный» объект, как человек, целью, заниматься «охотой» – это требует времени, искусства и несет определенные риски. Чего далеко не всегда хочется и возможно себе позволить в рамках деловых отношений.
И, согласитесь, цели которые на виду и очевидны – это либо уже достигнутые цели, которые жаль отпускать, либо простые задачи, либо даже лже-цели – ловушки, обманки, приманки, как на охоте (у нас есть целый отдельный большой блок по ловушкам целей).
В завершении статьи мы поделимся прямыми аналогиями с охотничьих форумов, иллюстрирующих нашу мысль, так что не спешите спорить с нами, возможно, дальше договоримся.
Если мы выбираем нашу любимую психодраму (а у нас это основной инструмент). Какие риски и сложности? Все таки достаточно большое количество времени, когда при поиске цели идем за клиентом. Еще риск увлечение клиента поиском не решенных в прошлом проблем и самораскрытием, что так же может увести от цели. И может сильно не хватить конкретных способов достижения целей, знаний.
Поведенческая и когнитивная терапия – совершенно блестящие, четкие и работающие подходы, которые укорачивают в разы проработку «заморочек» (иррациональных убеждений) и отвечающих на вопрос: Что делать? Но без настоящих, не ложных целей они могут помочь «ускакать» от цели в другую сторону в два раза быстрее, как в старой притче про резвого скакуна.
Если мы идем в обучение и применение технологий классического менеджмента – становятся все предыдущие вопросы: куда это приложить, где реальные цели, к тому же еще и как приложить, как дать возможность «присвоить» все эти знания. Без технологий adult education – законов обучения взрослых, знания психологии обучения, психологии влияния, знания законов групповой динамики, без социодрамы и других погружений – опять получается ерунда, или, корректно выражаясь, низкая эффективность процесса развития.
Плюс учитываем сегодняшнюю ситуацию перегруженности знаниями и противоположными, противоречивыми друг другу теориями и практиками, которые «сваливаются» на человека и организацию, задают свой язык, который «непосвященному» трудно понять. А эти люди живут в одной семье и, что еще тяжелее, работают вместе. Мы уже не говорим об огромном количестве сект и полусект, которые заманивают в свои сети под видом развития и эффективного бизнеса, и с этим тоже необходимо что-то делать, когда люди идут на «общую охоту». Реальные ситуации, когда одновременно в одной организации собственник просит «стратегию голубого океана», одни управляющие настаивают, что надо переходить с «красного уровня корпоративной культуры на оранжевый и синий», вторые, что необходима «бирюзовая» организация, а производственники внедряют «Кайдзен» и говорят про «муру и муду» (ударение на первый слог – японские термины из системы качества). А в семье бывает, что один ходит к психоаналитику, а другой изучает РЭПТ.
И еще один полюс проблемы – полное забвение физиологии рабочего процесса, восприятия информации. Либо применяют отдельные, иногда неожиданные технологии авангардного стресс-менеджмента. Или не менее удивительные, купленные за большие деньги средства и программы оздоровления, которые тоже надо адаптировать и действительно сохранить участников процесса живыми и здоровыми.
И в этом разноцветии и разноголосии уже нет другого выхода – как найти общее в том, куда идем вместе и «перевести» на один язык практики все эти термины. И не только выстроить коммуникацию, но и научить понимать и строить ее в дальнейшем самостоятельно, чтобы успевать договариваться на всех этапах. И выходов не так много: либо «одна голова хорошо, а две лучше», и это тогда групповой интеллект, общая система знаний, а значит высокая скорость понимания, принятия решений, что жизненно важно и для семьи, и для организации. Либо: «одна голова хорошо, а две – монстр», со всеми вытекающими последствиями.
Метафора охоты сама по себе архетипическая, но сложная для восприятия в некоторых ситуациях и у отдельных людей. Это, скорее, образ, который мы сами держим внутри, а под индивидуальный «портрет» клиента может быть разный набор: Сталкер, растущая луковица растения, дерево, бабочка (и идея «имаго» – никогда не превращающейся в бабочку личинки, способной размножаться, не проходя весь цикл «взросления»), наш любимый Колобок, и так далее. Но центральная идея поиска, нерядоположенного выбора будущего, остается. Кроме того, образ охоты позволяет быть настороже, чтобы нас, условно говоря, не «поймали и не съели». Прорабатывая риски, мы берем из «охотничьего набора» все образы ловушек и способов приманивания диких зверей и птиц, помогая найти аналогии и обнаружить их в своей жизни.
Понимая, что в первую очередь мы сами и охотники, и добыча для себя, большой упор мы делаем на этап исследования самоловушек. Но не забываем, что и окружающий мир тоже готов в любую минуту на нас «поохотиться». И всяких «манков», «привод», «силков», «капканов» и так далее – бывает предостаточно. И с ним надо успевать разбираться.
Надеемся, что нам хотя бы мазками удалось нарисовать увлекательную картину охоты на себя – селфхантинга.
Нам кажется важным еще раз подчеркнуть, что многие современные подходы в работе с будущим, достижением целей отличаются от необходимого уровня погружения, который мы закладываем в селфхантинге (и не только мы, а все, кто это держит во внимании в своей работе), как охота ради необходимого выживания от промысловой и спортивной, а уж тем более от непрофессиональной, продиктованной модой, рынком, его коммерческим интересами и приманками.
9. Про настоящую охоту. Чтобы закрепить метафору и немного развеселить вас, мы взяли выдержки из блога современного охотника Андрея Шалыгина:
«…каждый сезон на реву в каждом обширном охотугодье складывается ситуация, когда вы охотитесь на лося на вабу (звуковой манок), а в это время на вас охотятся на реву (по звуку) волки или медведь»
«…Сейчас много кто чего про охоту на реву пишет, и в том числе про охоту на реву на марала, ставили мы и простые пособия по изготовлению вабы (хотя и ладони сгодятся) впрочем, во всех этих материалах нет главного, - “словарного запаса“… Сделать вабу из бересты или банки, – дурное дело не хитрое, как и использовать электронные манки (ну, если делать нечего, то можно и магазинную иерихонскую трубу купить). Ума много не нужно. В основном все нормальные охотники манят ручками, и не нужно тут придумывать ничего лишнего.
При этом стоит иметь в виду, что все магазинные “дуделки” таковы по тембру, что мелкий лось от таких позывов только разбежится в самые дальние уголки болот и неудобий».
«…Весь секрет манной охоты заключается в “словарном запасе” и “умении разговаривать” на языке животных, а вовсе не в том какой манок купить, или где взять запись. Но и искусство следопыта составляет немаловажную часть секрета этой охоты. А ведь сейчас кто много знает – едва-ли много фотографирует».
«…Вот и получается что в основном статьи про манную охоту - либо полностью “пустословие“, переписанное “по мотивам” человеком, который в этом вообще ничего не соображает, либо реклама сплошная того, что в принципе работать не может по определению, но продать нужно, либо мимолетная идея сопровождается какой-то случайной фотографией, совершенно никакого отношения к тексту не имеющей, что полностью дискредитирует саму идею. Вот так все возьмешь – а ничего и нет.
Нет, конечно, если скачать в Андроид-Маркете программу по ману лося, то там вы найдете даже звук писающего лося, который несложно воспроизвести и без смартфона, путем опорожнения бутылки воды, но этим охотничья мудрость совершенно не ограничивается.»
Как то нам показался очень близким этот текст, и, если убрать некоторые специфические термины и заменить их на наш психологический или деловой “сленг”, то суть останется.
Вот такая Охота…
Татьяна Солдатова и Александр Семёнов