Мне на днях предложили поучаствовать на страницах одного уважаемого бизнес-издания в обсуждении очень актуальной темы (ни за что не догадаетесь какой!). Можете даже не мучиться, все равно не угадаете. Это свеженькая как наш мир тема бизнес-тренингов в Ростове.
Я и многие мои коллеги получили список из 22 вопросов, с просьбой выбрать самые на наш взгляд интересные, но не менее 10. Список я приложу в конце этого «квадратного стола».
Чует мое сердце, на страницах журнала «живенькой» дискуссии не получится, поэтому предлагаю на рассмотрение свой вариант ответов. Писала очень быстро, времени было мало, но, что называется, «зацепило».
Я последнее время слегка «зверею», когда в очередной раз приходится участвовать в обсуждении типа «что такое бизнес-тренинг и с чем его едят». Есть ощущение, что мы забалтываем очень реальные и насущные проблемы. Это примерно как в ситуации свирепого голода развернуть дискуссию «что такое еда и каковы физиологические механизмы ее усвоения».
Но и не участвовать не могу, так как к проблеме «голода» и его ликвидации все-таки надо привлечь внимание любыми доступными методами.
На мой взгляд, причина популярности, а точнее, необходимости тренинговой работы как раз во всё нарастающем «голоде» по инструментам, технологиям повышения эффективности работы в ситуации ужесточившейся конкуренции.
И здесь важны две составляющие: результаты и время. Консалтинговая, тренинговая работа по сопровождению организации к её целям должна давать двойной эффект: повышения результатов работы в максимально короткие сроки.
Я не могу поручиться за полноту всей исторической информации, но я видела, что начало «карьеры» бизнес-тренингов в Ростове пришлось на первую половину 90-х годов, когда только-только появляющиеся коммерческие организации запрашивали помощь в развитии. Мы все тогда вели полуличностные-полуорганизационные тренинги.
Всплеск «голодного» интереса начался где-то к 2000 году, когда рынок начал дифференцироваться, конкуренция усилилась и ускорилась, а консультанты накопили достаточный опыт, плюс к нам «прорвались» западные технологии. Тогда мне и многим моим коллегам пришлось самоопределяться уже как бизнес-тренерам и консультантам в системе работы с организацией, а не просто «любителям помочь».
В вопросе «для кого и для чего бизнес-тренинги» хотелось бы внести ясность в понятиях. Бизнес-тренинг в руках хорошего специалиста – это блестящий инструмент для быстрого и качественного решения определенных проблем и задач, стоящих перед организацией. Но это только один инструмент из большой системы работы с организацией.
Возможно, я немного сейчас упрощаю, но в метафоре «голода» бизнес-тренинг это хороший «нож», позволяющий разделить «пять хлебов», чтобы накормить всех «голодных». Но где взять эти «хлеба» и как пользоваться «ножом», чтобы их умножить, разделить и накормить – это уже вопрос профессионально выстроенной системы консалтинговой работы.
В отличии даже от самого замечательного и практикоориентированного институтского образования тренинго-консалтинговая работа позволяет:
1. решать очень конкретные задачи,
2. стоящие перед конкретной организацией со всей ёе спецификой
3. в конкретной ситуации, стадии развития
4. под уникальные конкретные цели именно этой организации.
5. управлять ситуацией и адаптироваться к ней.
Ну, а если учесть, что «замечательного» институтского образования крайне мало, а людей получивших специальное «практическое» образование еще меньше, то тренинги решают попутно задачу «дообразования», доучивания, переучивания, переквалификации и повышения квалификации.
По поводу востребованности тренингов трудно дать объективную оценку, так как в отношении просто к частоте заказов их достаточно много, а вот в отношении ко всему рынку, да еще и в запросе не к одноразовым тренингам, а именно к системе сопровождения, их, на мой взгляд, пока мало.
Вопросы «откуда берутся специалисты, которые проводят бизнес-тренинги» и «насколько тренинги эффективны» связаны неразрывно.
Если продолжить метафору, что бизнес-тренинг это нож, а еще точнее, тонкий скальпель, то в руках профессионала он дает неоценимую пользу, а непрофессионал может либо порезать не то и не так, либо (не дай-то Бог!), зарезать кого, либо (с дуру) сам порезаться.
Сейчас, как невесело шутят наши тренера и консультанты, тренинги не ведут только ленивые.
Я не думаю, что процент институтских преподавателей массе тренеров очень высок, и что это самая большая беда. Они, во-первых имеют хорошую теоретическую подготовку и могут «доучивать» компании, во-вторых, сами умеют доучиваться.
А вот большое количество реальных «недоучек», гоняющихся за легкой славой и «длинными» деньгами, «прослушавших» где-нибудь курсы (благо, их сейчас как грибов после дождя), почитавших несколько умных книг – это реальная беда.
Знать, не значит уметь. Уметь понимать ответственность за судьбу организации, за последствия своих действий – этому надо учиться и учиться.
Понятно, что это ситуация закономерная, спрос всегда рождает предложение, а сейчас, пока и спрос непонятно про что, а предложение еще хуже, но с этим надо что-то делать, как-то помогать нашему заказчику.
Мы сейчас создали объединение бизнес-тренеров «Пилот-клуб» и добровольное объединение «Бюро безупречного консалтинга», где вырабатываем стандарты нашей работы и вообще всячески «стоим на страже» интересов клиента.
Ответы на вопросы: «какие существуют виды тренингов», «как узнать какой тренинг в данный момент нужен» и т.д. – лежат в плоскости понимания всей системы развития организации.
Идеально (и я убеждена, что единственно верно!) создавать консалтинго-тренинговую программу под цели организации и вести ее поэтапно, учитывая все нюансы организации, ее людей.
Тренинги бывают разные: черные, белые, красные… И всем одинаково хочется… Ну, вы помните. Классификаций тренингов много, это зависит от выбранного критерия описания бизнес-ситуации.
Тренинги бывают поддерживающие и инновационные, в зависимости от стадии развития и потребности в изменениях. И это очень важно! Если уйти от умных слов, то поддерживающие тренинги используются (создаются и тщательно выверяются), когда нужно стабилизировать ситуацию, закрепить результаты. Инновационные – когда необходимы изменения (причем, дозированные), управляемый взрыв ситуации. На минуточку представьте последствия, если мы их путаем. Страшный сон руководителя…
Далее: тренинги могут делиться на базовые, продвинутые и эксклюзивные (сверх продвинутые, под особые задачи), в зависимости от подготовки участников.
Также делятся по содержанию. Мы выделяем: школу продаж, школу управления, школу коммуникации, школу личной эффективности. Причем, такой популярный тренинг, как командообразование, может входить в каждую из «школ». «Командные продажи», «Управление командой», «Эффективные коммуникации в команде», «Повышение личной эффективности для достижения целей команды» – такие и подобные темы могут быть в процессе работы с компанией.
А еще нужна диагностика (входная и процессная), создание программы развития и достижения целей, сопровождение руководителя, мониторинг, межтренинговая поддержка, закрепление результатов и многое другое, так результатом должно быть достижение целей организации и включение целей всех сотрудников, их потенциала в это достижение.
Тогда и будет максимум результатов с минимумом затрат в кратчайшие сроки и с большим удовольствием. То есть не будет «голодных». А иначе, ради чего всё это?
P . S . Судя по моим беседам с журналистами, мысль моя на фоне ажиотажа «про тренинг» не очень понятна, так что я попробую резюмировать.
Я считаю, что говорить о тренинге, продвигать тренинги, доносить таким образом информацию до наших клиентов, да и продавать тренинги как самостоятельный продукт в корне неверно. Я не имею в виду сейчас открытые тренинги – у них своя задача. А работа с организациями требует именно системной консалтинговой работы, куда тренинг войдет как инструмент, один из многих.
Всё. Можно смеяться, возмущаться, доказывать обратное. Я к 4-ому «квадратному столу» готовлю следующий уровень провокационных рассуждений.
Жду ответа, как соловей лета.
Вопросы задаваемые журналистами:
1. Как давно в Ростове стали использовать тренинги для повышения эффективности работы компании?
2. Чем вызвана популярность бизнес-тренингов?
3. Для кого и для чего необходимы бизнес-тренинги?
4. Назовите существенные отличия тренингов от того же институтского образования?
5. Активно ли в Ростове пользуются тренингами для достижения каких-либо целей?
6. Что дают бизнес-тренинги?
7. Насколько они эффективны?
8. Откуда берутся специалисты, которые проводят тренинги?
9. Бытует мнение, что в основном их проводят теоретики, те же институтские преподаватели, с сталкивающиеся с практикой? Это так?
10. В принципе тренинги были заимствованы с запада, они как-то адаптированы под российскую специфику или нет?
11. Чему учат на западе, и пока не учат у нас?
12. Какие существуют виды бизнес-тренингов?
13. Самые популярные? Почему?
14. Какова основная цель таких мероприятий?
15. Есть ли какие-либо новомодные технологии, которые используют для проведения бизнес-тренингов?
16. Что характеризует опытного тренера?
17. Кому лучше отдать предпочтение- приглашенному тренеру или завести своего?
18. основные тенденции на рынке данных услуг? Чего ждать?
19. Может ли бизнес-тренинг не оправдать ожиданий? С чем это связано?
20. Зависит ли эффективность тренинга от его продолжительности? Min и Max продолжительность бизнес-тренингов? Какие лучше?
21. Сколько ростовские компании на ваш взгляд должны тратить на обучение и сколько тратят?
22. Как узнать, какой вид бизнес-тренинга в данный момент нужен и кому?