Квадратный стол №10

Часто сталкиваюсь в своей работе с тем, что руководители, требуя обучить чему-то починенных, сами показывают пример ровно противоположного поведения. Недавно вели переговоры в одной компании об обучении  менеджеров по продажам  эффективным переговорам. Но сам руководитель вел переговоры так, что я бы не стала с ним иметь дела (я и не стала, на самом деле). В течении пятнадцатиминутного разговора я насчитала более десяти приемов манипулирования, давления, некорректной постановки задач. Переговорить его, показав класс в ведении переговоров, можно было бы, но что бы стало потом с результатами обучения? Поэтому я просто отказалась от работы, вызвав искреннее недоумение у этого “переговорщика”.

 Более вменяемым руководителям я часто рассказываю притчу о Матушке Змее. После этого случая я ее даже зарифмовала, причем в двух вариантах. Представляю вам для размышления и притчевый вариант, и рифмованные. Что думаете, руководители, родители и прочие “водители”?

Притча о Матушке Змее

Мама-змея учит детёныша-змеёныша, как надо жить: «Доченька, никогда ни перед кем не пресмыкайся, твёрдо стой на своих ногах и всегда в жизни выбирай только прямые пути». — «Замечательный жизненный урок, мама», — с трепетом сказала дочь, — «покажи мне — как?»

Сами понимаете, мама-учитель показала, что могла.  (Из книги “Вести из будущего. Письма управленцу” М. Литвака, Т. Солдатовой)

Уроки Матушки Змеи

                          Нравоучительная сказка о жизни и импринтинге

В зелёной травке разноцветной узкой бейкой
Ползла-скользила молодая  дочка змейка
Неподалёку, у журчащего ручья
На солцепёке грелась матушка-Змея
Неслышно  подползя по глинистой земле,
Дочь обратилась с чувством к Матушке-Змее:
Ах, мама, вот мне выйти в мир приходит срок,
Прошшшу, ты преподай мне жизненный урок!
Мать думала не очень долго: Дочь моя,
Конечно же, скажу  тебе о главном я:
Живу я долго, много видела идей
В конце концов узнала, что всего важней:
На жизненном пути к себе будь, дочка,  строгой –
Из разных выбирай прямые лишь дороги!
И хоть опасно ошибиться впопыхах,
Ты твердо стой на собственных ногах!
И пусть хоть целый мир грозит тебе одной-
Не пресмыкайся! – вот отныне лозунг твой.
Тут стойку сделала в немом почтенье дочь:
– Мамуля, это всё увидеть я не прочь,
Чтоб лучше твой урок запомнить и принять,
Примером будь мне ты, ближайшая родня!
Окольною тропой, вдоль павшего ствола
Мать, пресмыкаясь, по траве вперёд ползла…
Мораль: Когда хотите  детям дать урок,
Задумайтесь на миг, пойдет ли он им впрок?

А это научно-психологическая мораль:

Импринтингом в науке это свойство называют:
Лишь то, что можем показать, дитя перенимает.
Не сможем воспитать других любви словами.
Чтоб счастью научить – счастливым станьте сами!

Уроки Матушки Змеи – версия 2

Учила мать-змея свою змеючку-дочь:
– Три главных правила, что могут всем помочь:
Не пресмыкайся никогда – прямой будь, гордой,
Стой на своих ногах уверенно и твердо,
Прямые в жизни выбирай себе дороги!
Трех правил этих ты придерживайся строго –
И будешь счастлива, поверь – ей мать сказала.
– Ах, мама, если бы ты это показала!
Мать поползла, а дочь за нею повторила…
Ну что ж, своим примером дочку научила.
И коль мы призваны учить, руководить,
Приходится самим таким примером быть!..
Мораль проста: когда кого-то будете учить,
Уроки матушки змеи старайтесь не забыть…


9 мыслей о “Квадратный стол №10

  1. Змейка-мама дочке говорила, лежа в травке нежной у утеса: Ты не ползай милая на брюхе, перед всеми, и не вешай носа. Хорошо – сказала дочка маме – развернула крылья и взлетела… Мама рот открыла, только поздно – дочка уже в небо улетела.
    :)

    • Супер! спасибо за нетривиальный взгляд и новую версию! Собственно, это единственное, что остается “детенышам” – вопреки, отращивать собственные крылья. Но это, ох, как нелегко! А если мы родители и руководители, то цена обучения “крылатых змеев” нам должна быть хотя бы понятна… Обычно же совсем других результатов ожидаем. Еще раз спасибо!

  2. Пинг: Новая книга на новом этапе. Нужен ваш совет | Солдатова Татьяна

    • ну да, конечно – импринтинг! на стихи.ру такой вариант, правильный, а тут ребята погорячились, когда вывешивали. Исправили, спасибо, Юрий! Еще есть замечание и предложения?:)

  3. Мне оба варианта нравятся – в стихах которые. Первый хорош для неторопливого книжного повествования, второй – для динамичного тренинга.
    Третий вариант в жизни тоже часто встречается – высидела курица крокодильчика – но от этого не менее интересен

    • Оля, спасибо! Меня развеселил образ “высидела курица крокодильчика” – с точки зрения педагогического и организационного процесса результат не очень ожидаемый, но что интересный – это бесспорно:)

  4. Татьяна Александровна привет! Мне ближе первая стихотворная версия. Потому, что в ней в контексте идет краткое описание природы. При чтении вместе с познанием возникают приятные образы природы. И в ней больше игры. Что касается практики. Сейчас весна все цветет, яркие краски, запахи. Весна ‘показывает’ как быть весной. И нам так надо :-)

    • Спасибо, Игорь, за помощь! Я тоже первый вариант больше люблю. А второй более короткий, легче запоминается и назидательнее, так мне еще в почту написали, да я его для этого и писала. Видимо, в книгу все варианты пойдут, а там уж кто что выберет:)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>